Использование игровых и интерактивных технологий в развитии фонематических процессов у детей дошкольного возраста

В настоящее время в силу целого ряда органических, функциональных причин у детей дошкольного возраста отмечаются самыми распространёнными фонетические нарушения речи, причем недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с фонематическими нарушениями, имеющими стойкий характер. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы. Фонетико-фонематическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие её компонентов: звукопроизношения, просодики, фонематических процессов. Вследствие этого, нарушения фонетической стороны речевой функциональной системы приводят к расстройству других, более высоких уровней языковой системы.

Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по русскому языку, могут приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи, к нарушениям процесса чтения.

Таким образом, коррекция нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов является крайне актуальной, так как своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста учителем-логопедом Анисимовой Н.В. проводится в форме игровых упражнений, так как основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра. В своей работе педагог использует такие игры как «Кто позвал?», «Что это?», «Часы», «Добавь слог», «Гусеница» и т.д.

В логопедической работе по формированию фонетико-фонематических представлений особое место занимает интерактивная доска. Использование интерактивной доски помогает Наталье Васильевне сделать образовательный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с детьми. Интерактивная доска - полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, интерактивные игры и т.д.

Использование интерактивной доски на занятиях учителя - логопеда позволяет:

  • повысить качество обучения детей с нарушениями речи;

  • развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) за счет повышения уровня наглядности, использования в работе методов активного обучения;

  • развивать артикуляционную и мелкую моторику, совершенствовать навыки пространственной ориентировки, развивать точность движений руки;

  • повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых нарушений;

  • обеспечить психологический комфорт на занятиях.

При работе с интерактивной доской у детей задействованы различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), активизируются процессы внимания (концентрация, распределение, переключение), совершенствуются графомоторные навыки, зрительно-пространственные отношения. Практическая значимость использования интерактивной доски состоит в том, что значительно расширяются границы привычного, поднимая процесс обучения на качественно новый уровень.

 


Дата публикации: 23 октября 2017 г.