Самоконтроль при выполнении артикуляционной гимнастики

Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Ребенок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила, объем движений развиваются у ребенка постепенно. Артикуляционная гимнастика не должна быть очень утомительной. Во время образовательной деятельности учитель – логопед Собянина Ирина Евгеньевна подбирает упражнения для артикуляционной гимнастики в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики она соблюдает определенную последовательность — двигаясь от простых упражнений к более сложным.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением. Вначале Ирина Евгеньевна сама контролирует движения ребенка, в последующем ребенок учится ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль. Далее учитель – логопед Ирина Евгеньевна усложняет задания, и дети самостоятельно выполняя их, контролируют себя. Дети стараются осуществлять контроль движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Однако основной контроль остается за учителем – логопедом, так как часто при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата, со временем оно исчезает, и движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

 

Дата публикации: 19 февраля 2018 г.