Тканевая арт- терапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста

            «Эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений

деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном»

психической жизни человека, и прежде всего ребенка»

                                                                                                Л.С. Выготский

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Многочисленные наблюдения психологом Бутовой А.С. за воспитанниками детского сада, позволяют говорить, что им приходится преодолевать многие трудности во взаимодействии со сверстниками. Дети сталкиваются с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разными волевыми и статусными проявлениями, самооценкой себя и другого. Столкновения эти приобретают выраженные экспрессивные формы, например, такие как: агрессивные реакции, плаксивость, двигательную расторможенность.

Алена Сергеевна считает своей важной задачей заметить проблему в тот момент, пока она ещё не начала мешать ребёнку адаптироваться в окружающей действительности и во время оказать необходимую психологическую помощь. Для этого психолог активно использует Арт-терапию.

Арт-терапия- это одна из самых приятных терапий, она многогранна и увлекательна. По М. Либману, арт-терапия – это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения.

Дети вместе с педагогом создают картины из ткани, а именно из платков. Платок становится символическим выражением самого ребенка, отношение к платку- это отношение к себе. Изучая взаимодействие с платком, психолог может диагностировать самоотношение дошкольника, как выстраиваются взаимоотношения с окружающими. В ходе наблюдения за творческим процессом, происходит анализ его эмоционального состояния.  Так, если ребенок закручивает платок, то у него есть потребность в сужении своих границ, сосредоточении, он зажимает себя, ограждается от окружающего мира. Если же, наоборот, разбрасывает платок, - он стремится проявить себя во всем, иметь как можно больше контактов, взаимодействовать с окружающими взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль играет выбор цветовой гаммы. Каждый элемент картины несет большой психотерапевтический и психодиагностический потенциал.

Алена Сегеевна предлагает детям такие упражнения, как: «Создай картину своего настроения», «Цветок», «Создание волшебного мира», «Картина моей мечты» и др. А когда создание картины завершено, ребята анализируют своё произведение с помощью вопросов психолога: «Какое настроение ты хотел нам передать с помощью своей картины?», «Тебе нравится эта картина?», «Почему ты взял именно эти элементы?», «Хотел ли ты что-то изменить в картине?». Ответы на вопросы позволяют, с одной стороны, ребёнку актуализировать своё эмоциональное состояние, свои переживания в речи, с другой – психолог уточняет полученное знание в ходе наблюдения, использует активное слушание, даёт дошкольнику обратную связь.

Тканевая терапия опирается на положительные эмоциональные переживания в процессе творчества. Кроме того, при создании картин у старших дошкольников не возникает перенапряжения, связанного с отсутствием художественных способностей, ребенок получает всегда успешный результат. Арт-терапия позволяет мягко и деликатно, в игровой форме понять какие переживания есть у малыша, и ненавязчиво, в рамках терапевтического занятия, их скорректировать. Творческий процесс дает возможность детям проявить собственные эмоции и избавиться от переживаний и стрессов.

 

Дата публикации: 26 июня 2018 г.